«Геноцид армян» Правда ли? /

Корни конфликта 1915 года

Некоторые ученые, в частности известный американский ученый Джастин Маккарти, автор наиболее авторитетных научных работ по истории и народонаселению Турции конца ХIХ - начала ХХ века данной области, бывший доброволец в Турции, профессор Дж. Гуревиц из Колумбийского университета, профессор Стэнфорд Шоу из Калифорнийского университета, профессор Бернард Льюис из Принстонского университета и многие другие авторы открытого письма в отдельных своих работах давали более четкие и ясные оценки этих событий.

Описывая события 1915 года как гражданскую войну внутри мировой и русско-турецкой войны, они указывали на реальные корни конфликта. В частности на то, что в результате антиосманской подрывной деятельности армянских революционных групп с начала и до конца Первой мировой войны, их открытого вооруженного мятежа против законных властей османской Турции с целью образования – при поддержке войск царской России – армянского государства на земле, на которой превалировало турецкое население, с целью предотвращения помощи нерегулярных армянских сил наступающей русской армии, а также исходя из необходимости предотвращения кровопролития и конфронтации между армянским и мусульманским гражданским населением (в силу резни мусульманского населения) имело место организованное османским правительством в 1915 году переселение армянского населения из мест прохождения русской армии (из шести вилайетов Восточной Анатолии). Этот процесс был осложнен болезнями, голодом в Анатолии и прилегающих районах в годы Первой мировой войны и привел к многочисленным жертвам.

В своей книге “Армянский терроризм: история как яд и как противоядие” Дж.Маккарти отмечает, что в апреле 1915 г. “армянские революционные группы усилили свою антиосманскую деятельность”, и что “какой бы ошибочной не считалась депортация с точки зрения сегодняшней морали, никто не может серьезно отрицать тот факт, что именно вследствие помощи, оказываемой армянами вторгающимся русским армиям в 1828, 1854 и 1877 гг., османы решили, что они не могут доверять армянам”.

 

 

Демография и политика...

 

Для понимания стратегической линии армянской политики в Турции важное значение имеет ответ на вопрос о том, имели ли армяне основания претендовать на автономию в пределах территорий, на которых они развернули свои мятежные действия? Обратимся к выше цитировавшейся книге Дж. Маккарти, являющегося по мнению самих американских ученых, наиболее авторитетным экспертом в области народонаселения Турции. “Несмотря на наличие термина “Армения” на картах ХIХ века и утверждения европейских политиков, у которых нет возможности узнать правду, в Османской империи не было Армении”, - считает он. По мнению Маккарти, “территория, голословно называемая “Турецкой Арменией”, была известна как шесть вилайетов – Ван, Битлис, Мамуретуальазиз, Дирбакир, Сивас и Эрзурум. В 1912 году в шести вилайетах проживало лишь 870000 армян, и они составляли менее 1/5 от всего населения. В некоторых провинциях шести вилайетов мусульмане численно превосходили армян в соотношении шесть к одному... В остальной части Османской империи их было столько же, сколько в шести вилайетах. Даже если бы все армяне империи собрались жить вместе в Анатолии, мусульмане численно превосходили бы их более чем в два раза. Невозможность создания государства с такой численностью очевидна”.

В другой своей книге “Армяне в Османской империи и современной Турции (1912-1926)”, изданной в 1984 году, Маккарти, всесторонне исследовав статистику по демографической ситуации, плотности населения и миграционных потоков армян в восточной Анатолии, вновь подчеркивает, что “ в конце ХIХ и начале ХХ веков во всех провинциях Османской империи армяне составляли явное меньшинство”, и что “в шести провинциях пропорциональный состав мусульман и армян составлял 4,5 к 1”. Он приходит к выводу, что “исходя из права наций на самоопределение, нельзя утверждать о существовании Армении... Если бы даже армяне со всего мира съехались в “шесть вилайетов”, то мусульмане все равно составили бы большинство”.

Аналогичные признания по данному вопросу были сделаны в 1984 году советником Конгресса США по иностранным делам Полем Хенце в его книге “Истоки армянского насилия: где они берут начало?”. Автор утверждает, что на территориях, на которые армяне претендовали, “они уступали по количеству мусульманам в каждой из шести восточных провинций, традиционно называвшихся “армянскими”. В городе Эрзуруме, который многие армянские националисты считали своей естественной столицей, армяне определенно составляли меньшинство... В независимой Армении сами армяне неизбежно составляли бы меньшинство, если бы не изгнали мусульман”.

Последний тезис и является ключом к разгадке сути армянского террора и насилия в отношении мусульман, причем не только начала ХХ века в Турции, но и но и в протяжении всего ХХ века в Азербайджане. Исправление демографической ситуации путем уничтожения и изгнания мусульман с их земель руками и штыками русских солдат с целью создания армянского государства – вот подлинное содержание и причина армяно-азербайджанского конфликта. Иными словами, все вышеотмеченное лишь подтверждает, что армянские лидеры планировали и осуществляли попытку уничтожения этнической группы с целью образования государства на “освобожденных” территориях. В 1918-1922 гг. эта политика, безуспешно опробованная в Турции, с гораздо большим “успехом” была опробована в самой Армении, где в начале ХХ века азербайджанское население составляло большинство, и в Азербайджане, от которого поэтапно в течение 1920-1994 “отрывали” части его территории.

В целом же, события 1915-1923 годов были эпизодом более широкого исторического и политического контекста, так как в период 1820-1920 гг. более двух миллионов азербайджанцев были насильственно – в ходе русско-турецких и русско-персидских войн и колонизаторской политики имперской России на Кавказе депортированы в Турцию, а их земли - заселены турецкими и персидскими армянами. “Историческая правда заключается в том, - признает в связи с этим Дж.Маккарти, - что расширение Российской империи нарушило традиционный баланс народов Кавказа и Восточной Анатолии. Все народы пострадали, но если говорить языком цифр – число погибших и изгнанных - теми, кто пострадал больше всех, были крымские и кавказские мусульмане”. В качестве подтверждения можно привести также “Записку о переселении армян из Персии в наши области”, подготовленную в 1828 году великим русским писателем и послом России в Персии Александром Грибоедовым, в которой он предостерегает о негативных последствиях расселения персидских армян на территориях Эриванского и Нахичеванского ханств, перешедших в состав России по итогам русско-персидской войны 1826-1828 гг.: “Армяне большею частью поселены на землях помещичьих мусульманских. Летом это еще можно было допустить. Хозяева, мусульмане, большею частью находились на кочевьях и мало имели случаев сообщаться с иноверными пришельцами”. Далее автор говорит о “внушениях, которые должно делать мусульманам, чтобы помирить их с нынешним их отягощением, которое не будет долговременно, и искоренить из них опасение насчет того, что армяне завладеют навсегда землями, куда их в первый раз пустили”.