Украденные храмы /

Псевдореставрация албанских памятников

В армянском обществе произошел позорный  скандал, связанный с разрушением и варварским обращением с древними христианским храмами, включенными UNESCO в список Всемирного культурного наследия. Речь идет о Санаинском (современная Армения, Алаверди — X век) и Гандзасарском (оккупированный Нагорный Карабах — XIII век) монастырских комплексах. Отметим, что монастырский комплекс Санаин на севере Армении, недалеко от грузинской границы, является спорным, поскольку находится на землях, переданных Армении после создания СССР. Однако армянские националисты зарятся на культурно-историческое и религиозное наследие соседних стран и народов, тогда как не в силах охранять исторические памятники на территории Армении. Монастырский комплекс Санаин практически рассыпается на части и насквозь пророс деревьями и кустарниками, которые разрушают купол и стены построек.

Причиной скандала в Армении стали  фото, показывающие, в каком ужасном состоянии находится храм в Санаине. В итоге, многие общественные деятели Армении стали высказывать свое возмущение. Председатель организации по исследованию армянских памятников Самвел Карапетян поднял вопрос Санаинского монастырского комплекса перед католикосом Гарегином I, предложив хотя бы часть выделенных на строительство новых церквей средств отвести на решение проблемы. В ответ католикос заявил, что «у него нет дела до монастырей и церквей, находящихся в горах». Такой резкий ответ католикоса вызвал еще более бурную реакцию в Армении.

А другой, не менее известный, Гандзасарский монастырский комплекс в оккупированном Нагорном Карабахе, многие века являвшийся резиденцией албанских патриархов, стал жертвой вандализма местного неуча-мецената. Один местный меценат  решил облицевать каменными плитами стены и ограду монастыря XIII века, который также внесен UNESCO в список мирового культурного наследия.

По признанию  зампредседателя Ассоциации архитекторов-реставраторов Армении Степана Налбандяна, если облицовка в монастырском комплексе не прекратится и он не будет восстановлен в своем прежнем облике, то армянские архитекторы обратятся в UNESCO, чтобы спасти Гандзасар. «Гандзасар портят безвкусной облицовкой. Проводя так называемые реставрационные работы, меценаты уничтожают историю», — подчеркнул Степан Налбандян.

Подобное  отношение наглядно свидетельствует, как на оккупированных азербайджанских территориях уничтожаются религиозные памятники, в том числе Гандзасарский монастырский комплекс, являющийся жемчужиной албанской культуры, который, попав в руки Армянской церкви в XIX веке, превратился в «армянский» храм. Дело в том, что после того как Кавказ был присоединен к царской России, вслед за этим Русская Православная Церковь в 1836 году упразднила Албанскую Автокефальную Церковь, передав все ее имущество, храмы, священные книги, рукописи и архивы Армянской церкви. Таким образом многие храмы, в том числе и Гандзасарский комплекс — резиденция албанских патриархов, перешли к Армянской церкви.

То, что этот комплекс относится к албанскому культурному наследию, признают сами же армянские исследователи. В частности, первый президент Академии наук Армянской ССР И.А.Орбели в книге «Хасан-Джалал, князь Хачинский. Избранные труды», изданной в Ереване, признавал Хачен — регион Нагорного Карабаха «частью древней Албании». А сам Хасан-Джалал, живщий в XIII веке, в своих эпиграфических надписях именовал себя Албанским царем. В период правления Хасан-Джалала были возведены ряд строений, в том числе и Гандзасарский монастырь (1240 г.), а также сделаны дополнения по истории Албании ХIII в. к труду албанского историка Моисея Каланкайтукского «История албан».

В книге армянского архиепископа Макара Бархударяна «Арцах», опубликованной в Баку в 1895 г., имеются ценнейшие сведения о религиозных ценностях, сохранившихся в Карабахе в конце XIX в., часть из которых можно отнести к числу албанских, в том числе Гандзасарский монастырь.

И.А.Орбели («Надписи Гандзасара», Петроград, 1919 год) исследовал албанскую эпиграфику Хачена, перевел одну из больших эпитафий внутри Гандсазарского Собора: «Я, Гасан Джалал…. Царь Албанский, построил Ганзарский собор по настоянию албанского патриарха — католикоса Нерсеса для моего албанского народа». А про албанские корни населения Хачена четко писал армянский историк В.Ишханян («Кавказские народы», Петербург 1916).

Несомненно монастырский комплекс Санаин на территории Армении является памятником албанской культуры. Для этого,  достаточно посмотреть на это строение и некоторые архитектурные особенности, чтобы увидеть албанское происхождение храма. Это признают и армянские ученые, лукаво называя комплекс Санаин «нетипичным для армянской церкви» или же храмом в «византийском стиле», тем самым пытаясь дать объяснение тому, что монастыри Санаина не похожи на армянские храмы.

Вероятно поэтому «Католикос армян Гарегин, говоря, что «не занимается храмами в горах», дает понять, что храмы  Санаина не относятся к армянскому религиозному наследию. Гарегин прекрасно знает, что это не армянские монастыри и они попали в руки Армянской церкви после 1836 года.

подытожив, отметим, что если не будут приняты международным сообществом меры для защиты и спасения албанских религиозных памятников на территории Армении и оккупированных азербайджанских земель, то  в ближайшем будущем есть реальная угроза потерять целый пласт албанского культурно-исторического наследия.