Проекты / «ВИЗАНТИЯ И АРМЯНЕ» /

Часть 5. Хосров послушал Ширин

В 387г. армянское государство оказалось разделенным между Сасанидским Ираном и Византией. Церковно-каноническая юриспруденция армянской церкви распространялась исключительно на территориях, принадлежавших Сасанидам,  тогда как армянское духовенство на отошедших к Византии землях переходило в подчинение константинопольскому митрополиту.

 

Несколько ранее, во 2-й пол. IV в. в восточно-христианских церквях появились первые тенденции к расколу. Это было связано со стремлением армянского духовенства вывести армянскую и придерживавшихся одинаковых христологических взглядов картлийскую и албанскую церкви из-под юрисдикции Константинополя (7, 186).

 

На начальном этапе армянский каталикосат следовал решениям византийской церкви: решения первых трех Вселенских соборов - Никейского в 325г., Константинопольского в 381г., и Эфесского в 431г. - были приняты без возражений. Но постановления Халкидонского собора 451г., потрясшего весь христианский Восток, приняты не были. Некоторые церкви даже обвинили руководителей собора в несторианской ереси. На этом соборе одинаково были осуждены и монофизитство, и диофизитство и введен новый символ веры, заключавшийся в вероопределении о двух естествах и двух природах Христа, соединенных в одном лице (там же).

 

Интересно, что «доводы» в свое оправдание армянский каталикосат привел более чем 400 лет спустя после оглашения постановлений собора 451г. Привлекает и манера оправдания: в письме на имя константинопольского патриарха Фотия (858 - 867) армянский каталикос Захария Дзагеци (855 - 876) ссылался а то, что якобы высшие чины армянской духовной иерархии не смогли участвовать в соборе по причине  войны с персами и поэтому не имели возможности ознакомиться с «подлинным изложением обстоятельств» (4, 181).

 

Византийское правительство, видя, какой раздор внес Халкидонский собор среди ближневосточных церквей, пошло на крайние меры, пытаясь примирить сторонников и противников нового вероучения. В 482г. император Зенон (474 - 491) издал «Энотикон», или «Акт единения» (7, 187). Вызывает недоумение факт того, что «Энотикон» был принят армянской церковью  лишь в 506г. на I Двинском соборе. Шагинян А.К. в своем капитальном труде «Армения и страны Южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти» объясняет это тем, что армянский престол вел в то время напряженную борьбу с Сасанидами и не успевал следить за развитием событий в Византии  и определять свою позицию. Скорее всего, наиболее верна вторая часть пространных рассуждений Шагинян А.К., поскольку навряд ли армянское (как впрочем, и любое другое) духовенство в условиях отсутствия светской власти могло позволить себе с ходу принимать даже самые многообещающие предложения и, как следствие, упустить колоссальные доходы.

 

Но здесь медлительность обернулась против каталикоса: император Юстин I (518 - 527) отверг «Энотикон» и провозгласил официальной  доктриной Византии халкидонский символ веры, который II Двинский собор  554г. официально отверг, и вскоре армянская, картлийская и албанская церкви открыто порвали отношения с константинопольским престолом.

 

Верно замечание Адонца Н.Г., что разрыв произошел не только по идеологическим причинам, существенную роль сыграл и иерархический фактор. Армянская церковь не хотела подчиняться константинопольскому патриарху и встала на путь превращения в «иерархически автономное учреждение» (1, 361). В ответ на этот шаг наследовавший Юстину Юстиниан (527 - 565)  стал внедрять халкидонство среди византийских армян.

 

II Двинский собор принято  считать датой отделения армянской церкви, хотя еще много лет на подвластной Сасанидам территории проживало немалое количество армян-халкидонитов. Да и сам армянский престол не раз поступался своими догматами: лидеры восстания 571 - 572гг. каталикос(!!!) Йовханнес IIГабелеан  (557 - 574) и Вардан Мамиконян Младший в 572г. отправились в Константинополь , где « <...>дали письменное согласие исповедовать две природы» (7, 188).

 

Видя двурушничество армянского духовенства, император Маврикий (582 - 602)решил внести раскол в их среду, учредив в приграничном византийском городке Аване еще один престол, в отличие от Двинского монофизитского - халкидонский (6, 49-50). Но этому престолу не суждено было долго существовать - в итоге 25-летней византийско-сасанидской войны Хосров II Парвиз  около 610г. захватил и уничтожил Аванский каталикосат(7,189). 

 

Хосров II В летописи Себэоса есть довольно яркая, хоть и скромная по объему  глава, посвященная супруге Хосрова II - Ширин, исповедовавшей монофизитство и покровительствовавшей единоверцам. Возможно, что именно она настояла на том, чтобы после взятие Иерусалима в мае 614г. Хосров созвал при своем дворе собор с участием всех епископов Востока. На этом соборе присутствовали албанский каталикос Виро, Смбат Багратуни, иерусалимский патриарх Закария и армянский епископ Комитас Мамиконян. По итогам этого (Ктесифонского или Персидского) собора Хосров издал специальный указ, согласно которому антихалкидонитство, или монофизитство,  объявлялось единственной дозволенной формой христианства в Сасанидской империи. «Все христиане, находящиеся в моем подданстве, обязаны держаться армянской веры», - говорилось в указе «царя царей» (6, 104 - 105).

 

Естественно, подобный указ был потрясением для картлийцев. Ведь они уже давно ратовали за воссоединение с греко-римской (византийской) церковью, тогда как армяне - за воссоединение с сиро-персидской. По мнению Джавахова А.И., в назревавшем конфликте была и политическая подоплека: ведь после того, что Сасаниды уничтожили независимость  Картли, симпатии грузин были на стороне византийцев (3,№5,433 - 446, №6,511 - 536). Оживленная переписка между каталикосами Армении и Картли не принесла успеха,  некоторые больные вопросы стали еще острей и категоричней.

 

На III Двинском соборе грузинский каталикос был предан анафеме. «... Не иметь с ними вообще общения, ни в молитвах, ни в еде, ни в питье, ни в дружбе, ни в воспитании детей, не отправляться на богомолье к Мцхетскому и Маглисскому крестам и не допускать их в наши церкви, и от заключения брачных уз с ними совершенно воздержаться. Разрешается только покупать и продавать им, как евреям. Это приказание да будет в силе и в отношении алуанцев» (7, 193).

 

К тому времени в среде албанского духовенства ощутимой силой обладала халкидонская партия, несомненно, имевшая тесные контакты с  картлийским патриархом. Тем более, после указа Хосрова Парвиза  албанское и картлийское духовенство должны были перейти под юрисдикцию армянского каталикоса.

 

А.К.Шагинян, ссылаясь на З.М.Буниятова, пишет, что первый князь Албании из династии Михранидов, Вараз-Григор (630 - 636), принявший крещение от албанского каталикоса Виро, тоже мог стать халкидонитом. Скорее всего, он им стал сразу же после крещения, поскольку Михраниды овладели всей Албанией благодаря поддержке Византии и естественно, приняли религию своего сюзерена (7, 194; 2,49). Тем более, что грузинские источники недвусмысленно говорят о том, что крещение Вараз-Григор принял из рук (т.е. стал крестным сыном) императора Ираклия.

 

 

Литература

1.      Адонц Н.Г. Армения в эпоху Юстиниана. 2-е изд. Ереван, 1971

2.      Буниятов З.М. Азербайджан в VII - IX вв. Баку, 1965

3.      Джавахов А.И. История церковного разрыва между Грузией и Арменией в начале VII века//Известия императорской Академии Наук, серия VI, т. 2, Спб, 1908, № 5,6.

4.      Письмо патриарха Фотия к Захарии каталикосу Великой Армении. Пер. Марр Н.Я.// Православный Палестинский сборник, вып. 31, т. XI(1), Спб, 1892

5.      Повествование о делах армянских// пер. с греч. Арутюновой-Фиданян В.// Арутюнова-Фиданян В.А., Повествование о делах армянских. Источник и время. М, 2004

6.      Себэос, История епископа Себэоса. Ереван, 1939

 

 

Заур Мехдиев

Библиотека

Karabakh. Yesterday and today (in photos). Qarabağ. Dünən, bu gün (foto şəkillərdə). Карабах. Вчера, сегодня (в фотоснимках)

Подробнее

Социальные сети