«Стертые с лица земли азербайджанские мечети Иревана — это наша память и боль»

21.11.2017 00:24

 

Интервью Echo.az c заслуженным журналистом Азербайджана, председателем НПО «Помощь развитию связей с общественностью», заведующей кафедрой журналистики Бакинского славянского университета Шелале Гасановой

 

— «Не стреляйте в наше наследие» — так называется ваш новый, десятый документальный фильм, презентация которого недавно прошла в Грузии. В самом названии содержится обращение. Это привлекает внимание. Кому адресован этот призыв?

 

— Прежде всего хотелось бы отметить важность финансирования таких проектов со стороны Совета государственной поддержки неправительственных организаций при президенте Азербайджана. Без помощи этой структуры практически невозможно было бы создавать такой важный информационный ресурс, как документальное кино.

 

А теперь поговорим непосредственно о фильме. Я задумала его как призыв к миру и справедливости ради милости к человеческой жизни, как низкий поклон и дань уважения к памяти молодых солдат и офицеров, которые пали смертью храбрых в горниле нагорно-карабахского конфликта, к детям из прифронтовых сел, погибшим от пуль и снарядов армянских вооруженных оккупационных сил.

 

Это исходило из того, что в декабре 2016 года активисты гражданского сектора Азербайджана и Армении создали Платформу мира между двумя странами. И я горда тем, что являюсь одним из трех учредителей Платформы с азербайджанской стороны. Философия этого судьбоносного решения в том, что однажды нужно прекратить ненавидеть, что нужно разрушить образ врага, поскольку человеческая жизнь — самая большая ценность на Земле.

 

Поиск конструктивного подхода для прекращения кровопролития показывает, что установление мира на Южном Кавказе возможно только при условии признания территориальной целостности Азербайджана и освобождения 20 процентов оккупированных территорий. Это понимает здравомыслящая часть армянского общества, которая открыто артикулирует поддержку условий Азербайджана для реализации мирных инициатив. Некоторых их этих людей мы показали в фильме.

 

Вы задали хороший вопрос: «Кому адресован призыв «Не стреляйте в наше наследие»?» Думаю, ответ кроется в сократовской мудрости: «Обращайся к тем, кто не внемлет тебе». Кстати, этот афоризм любил повторять великий Джалил Мамедгулузаде. Так вот, название фильма — своего рода максима, в которую заложено моральное кредо миротворчества. Мирное сосуществование предполагает уважительное отношение к культурно-духовному наследию предшествующих цивилизаций.

 

К примеру, в Турции христианские памятники находятся под охраной государства. Показательна толерантность к памятникам мусульманской культуры в европейских странах. В Азербайджане под охраной государства находится армянская церковь, несмотря на то, что это религиозная святыня страны-агрессора. Другого рационального подхода быть не может, поскольку материальное и духовное наследие предшествующей цивилизации — постоянная и неизменная категория, с которой связано осмысление времени, как неразрывной субстанции.

 

Таким образом, фальсифицируя историю Чухур-Саада, Эриванского ханства, разрушая мусульманские святыни, приспешники дашнакской политики национал-шовинизма Армении по сути лишают свой народ возможности распознать свои истинные корни, которые берут начало на Балканском полуострове, и осознать свое вчера.

 

— Следовательно, стержневая линия фильма — поиски внутренних ресурсов мира путем диалога, правильно?

 

— Абсолютно верно. При этом основой миротворческого манифеста является понимание того, что цивилизованный диалог начинается с признания исторического наследия того или иного народа. Именно поэтому основополагающий смысл я вложила в следующий фрагмент сценария: «На войне с ее тысячами, первыми жертвами становятся правда и справедливость. Поскольку доминантой этого фильма является призыв к справедливости и миру, мы пытаемся озарить истину, которая кроется в недрах истории и никогда не тлеет. Ее ценность и смысл в том, чтобы не ссорить людей, а предостерегать народы от ошибок и гуманитарных катастроф. А фальсификации и манипуляции историческими фактами несут огромные риски для современного миропорядка».

 

В этот контекст прекрасно ложатся цитаты из книги «Черный сад. Армения и Азербайджан между миром и войной» британского писателя-аналитика Томаса де Ваала, путевых заметок «Проезжая по Закавказскому краю «видного русского прозаика и публициста барона Федора Корфа, которые проливают свет на подлог об идентификации современного Еревана с древней армянской столицей.

 

В доказательную базу фильма, наряду с цитатами авторитетных российских и западных ученых, входят оригиналы редких книг. Это «Халдоведение, или История древнего Вана» академика Ивана Мещанинова и том «Купчие» из сборника Акопа Папазяна «Персидские документы Матенадарана». На основе архивных материалов Папазян показал процесс приобретения армянами земель у владетелей-азербайджанцев в бытность государств Каракоюнлу и Агкоюнлу. На странице 230 автор подчеркивает, что «большинство документов доказывает абсолютное преобладание мусульманского господствующего класса в крупном землевладении».

 

На основе книги «Халдоведение, или История древнего Вана» мы доказываем беспочвенность притязаний армян на наследие урартийцев. Дело вот в чем. Армянские историки утверждают, что первое собственно армянское государство якобы появилось на кавказской исторической арене в 6 веке до нашей эры. Между тем академик Мещанинов этноним «армян» видит тождественным имени урартийца Араме, который был правителем покоренной ассирийцами страны Араме — коренной области Урарту. Основанием этому служит упоминание имени Араме в летописях ассирийского царя Салманасара III, правившего в 858 — 824 гг. до н.э., То есть данный термин фактически присутствовал на Южном Кавказе задолго до VI в. до н.э. И нет никаких оснований приписывать его пришельцам-армянам.

 

— Особое место в фильме занимают мечети Иревана. Мне особенно понравилось то, что мы видим их расположение на карте города конца XIX века.

 

— Спасибо, что вы это отметили. Стертые с лица земли азербайджанские мечети Иревана, или в русской транскрипции Эривани, — это наша память и боль, но прежде всего это наша история на той территории, которая сегодня называется Республика Армения. Эту историю должны знать и носить в своем сердце мы, наши дети, внуки и следующие потомки. Поэтому в процессе написания сценария, подбора и постановки кадров я тщательно изучила фотографии, заметки западных и русских историков, археологов, путешественников, труды азербайджанских ученых, среди которых особое место занимает книга Назима Мустафы «Город Иреван».

 

В фильме много интересных фактов об этих прекрасных мечетях. Но особо примечательно для меня то, что на основе книги армянского историка Татевоса Акопяна «История Иревана (1801-1879)» удалось доказать, что Голубая мечеть построена не персами, как утверждают в Армении, а азербайджанцем, эриванским ханом Гусейном-Али из династии Каджаров — персидских принцев тюркского происхождения.

 

— Как прошла презентация фильма в Тбилиси? И почему премьеру фильма вы провели именно в Грузии?

 

— Начнем с того, что в контексте долгожданного эпохального события — сдачи в эксплуатацию железнодорожного маршрута Баку-Тбилиси-Карс еще более актуализировалась значимость межстранового диалога между Азербайджаном и дружественной Грузией. К тому же обе стороны сходятся в общей оценке армянских фальсификаций по отношению к религиозным святыням и сепаратистским притязаниям экстремистского крыла армянства на Джавахетию и Нагорный Карабах. К тому же наши народы объединяет вековая дружба, 100-летие которой будет отмечаться в будущем году.

 

Презентация прошла на высочайшем уровне с участием видных представителей грузинской общественности, которые приняли активное участие в обсуждении, интересно выступили, предложили идеи по совместным проектам. Наряду с этим меня очень тронуло внимание учителей азербайджанских школ, которые специально приехали из районов в столицу для просмотра фильма. Безусловно, во всем этом большая заслуга посольства Азербайджана в Грузии, за что выражаю благодарность послу Дурсуну Гасанову и всем представителям дипломатического корпуса.

 

Особенно хочется отметить место проведения мероприятия. В центре Тбилиси находится великолепный оазис азербайджанской культуры, который называется Ахундов хаус. Там и музей Мирзы Фатали Ахундова, и шикарный конференц-зал, и арт-галерея, и уютное кафе, в котором восседает восковая фигура великого писателя.

 

 

Дж.Алекперова